Она организована по принципу «диоцезов» или «епархий» во главе стоял епископ. Епископы Иерусалима, Александрии и Карфагена пользовались особым почетом. Римскому епископу как главе церкви отдавалось первенство перед другими епископами. Первым епископом Рима по традиции апостол Петр, которого сам Христос поставил во главе церкви. Церковь по мере роста заботилась о чистоте веры, воспринятой от апостолов. Христианству грозила опасность утратить эту чистоту в ходе адаптации к некоторым местным условиям. Существовала опасность в первом веке поглощения иудаизмом христианства. Главную роль в предотвращении сыграл Павел. Со стороны гностицизма в втором веке возникла опасность. Под гностицизмом подразумевают ряд течений, получивших распространение в Средиземноморье. Особенностью гностицизма было противопоставление духа как хорошего начала и материи, которая провозглашалась принципом зла. Этой материи одной из форм существования считали тело человека. По их учению, спасение состоит в в освобождении от плоти и погружении в чистый дух. Гностики старались найти в системах место и для Христа, но ему отводили второе место и не признавали его историчность.

К гностицизму было близко учение маркионитов, тоже игравшее роль в духовной жизни второго века. Рим был основным центром движения. Основатель движения Маркион учил, что мир, включая людей и животных, со всем злом был создан злым богом. Маркион этого бога сравнивал с Богом Ветхого Завета и еврейского народа. В существовании еще одного бога был убежден Маркион, которого не знали люди, пока он не открыл себя во Христе. Согласно Маркиону, «благая весть» состояла в том, что Христос избавил людей от злого бога и показал им путь к спасению в царство Бога. Он считал Павла апостолом, понявшим Бога и его весть. Маркион просил своих последователей воздерживаться от половых сношений, т.к. это позволяет плоти, продлевать свое существование. До пятого века просуществовала секта Маркиона.

Христианская церковь, чтобы противостоять этим течениям, создала три принципа, позволяющих сохранить веру в ее начальной чистоте. Первое, это была доктрина апостольского преемства, по которой апостолы усвоили Евангелие отдельно от Христа, а перед смертью передали его епископу, а они в свою очередь своим преемникам. Церковь поэтому определяла, какие линии епископства восходят к святым апостолам. Приемником Петра считались Римские епископы. Второе, четко определялся круг писаний, где содержалось учение апостолов. Канон из двадцати семи книг, составляющих Новый Завет был создан в конце четвертого века. Для включения книги в канон критерием было авторство апостола или лица, связанного с апостолом.

Третье, возникала задача дать краткую формулу, которая выражает сущность веры, в результате возникали символы веры, из которых самый распространенный был Апостольский символ. Название указывало не на то, что он был сформулирован апостолами, а на то, что в нем было выражено содержание апостольского учения. За исключением пары стихов, входящих в него, символ существовал уже во втором веке. Преемство епископов, канон и Апостольский символ до сих пор остаются фундаментом жизни большинства христианских церквей.

- Священные события
- Почитание идолов
- Слово Господа

 
    © 2008  Все права защищены